Решить проблемы госзакупок нельзя без диалога регуляторов и отрасли ТБ

16 сентября в рамках второго дня работы ТБ-2021 состоялся круглый стол «Госзакупки в сфере ОТБ». Участники мероприятия в формате открытой дискуссии обсудили самые острые проблемы в сфере государственных закупок в области транспортной безопасности.

Ольга Байбус, юрисконсульт ООО «ФОРМУЛА БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТА» предложила всем представителям отрасли объединиться и написать письма в уполномоченные министерства и ведомства по вопросу включения работ, товаров и услуг в области транспортной безопасности в КТРУ (каталог товаров, работ и услуг) в ЕИС. По мнению спикера, это самая актуальная проблема отрасли. На практике приходится брать строительные ОКВЭД, что является неправильным. Этим пользуются недобросовестные компании-жалобщики, на обращения которых часто реагирует Федеральная антимонопольная служба. Работы по транспортной безопасности не могут выполнять просто строители. Тоже самое относится и к защите от актов незаконного вмешательства. Приходится пользоваться ОКВЭД, относящиеся к охране, но охрана – это не защита. Ольга Байбус подчеркнула, что этот вопрос надо срочно решать.

Председатель Правления Ассоциации «Безопасность туризма» Сергей Груздь в своем выступлении также затронул вопрос актуализации и расширения номенклатуры КТРУ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и рассказал какая работа была проделана Ассоциацией по его решению. Он отметил, что отсутствие указанных технических средств в КТРУ – это недоработка потенциальных исполнителей, подрядчиков. Именно они должны подать заявку на внесение своих товаров/услуг в каталог товаров, работ и услуг. Кроме того, Минтранс России может самостоятельно разработать ведомственный перечень товаров, работ и услуг. Задача профессионального сообщества обратить внимание министерства на наличие таких полномочий.

Спикер выделил еще несколько важных, по его мнению, проблем. Прежде всего это проблема доминирующего значения стоимостного соотношения оценки 60/40%, установленного Приложением №1 ПП РФ от 28 ноября 2013 года № 1085. Это не всегда позволяет учитывать функциональные возможности, технические и эксплуатационные характеристики технических средств и систем и создает предпосылки и условия для мошенничества и неэффективного освоения бюджетных средств из-за предоставления некачественных услуг и поставки некачественного оборудования. Поэтому добросовестные компании, у которых хорошие специалисты и качественные решения, будут заведомо проигрывать на торгах из-за высокой цены своих услуг.

Еще одной важной проблемой, по мнению Сергея Груздя, является требование об обязанности опубликования для свободного доступа информации (описание объекта закупки) в части технических характеристик и функциональных свойств закупаемых систем и технических средств безопасности. Одновременно законодательство о транспортной безопасности требует ограничить доступ к такой информации.

Данный вопрос вызвал оживленную дискуссию. Было отмечено, что участники торгов по мере возможности пытаются эту информацию закрывать, но ФАС России потом все возвращает назад. В процессе обсуждения возникающих проблем при осуществлении государственных закупок участники круглого стола пришли к выводу, что по многим вопросам ФАС России и участникам рынка необходимо услышать друг друга.

Рассмотрение проблематики государственных закупок в сфере транспортной безопасности продолжил в своем выступлении Иван Поминов, председатель Правления Группы ФТК. Он кратко рассказал об опыте компании по взаимодействию с ФАС России и высказал предложения как должно быть выстроено такое взаимодействие. Спикер особо выделил проблему отмены закупочных процедур, назвав ее общероссийской. И проблема не в том, что закупка отменяется, проблема в том, что она отменяется формально. Рассмотрение и признание жалобы обоснованной или нет – работа ФАС России. Сегодня ФАС России вынуждена рассматривать жалобы от компаний, которые не планировали участвовать в конкурсных процедурах, а нацелены только на их срыв.

Группа компаний ФТК несколько раз сталкивалась с такими случаями. По мнению выступающего, самым нелогичным является то, что разные территориальные отделения ФАС России дают совершенно противоположное трактование одного и того же вопроса.

В такой ситуации субъекты транспортной безопасности становятся заложниками действий ФАС России. Отмена закупки товаров и услуг в сфере транспортной безопасности приводит к срыву работ по обеспечению транспортной безопасности и финансовым рискам для субъекта, так как он несет ответственность за обеспечение транспортной безопасности. Ответственности у сотрудника ФАС России, принявшего решение о закрытии закупки, нет никакой.

Подводя итоги мероприятия, Иван Поминов выразил надежду, что всестороннее освещение указанных проблем на площадке мероприятия, на страницах журнала «Транспортная безопасность и технологии» поможет их решить и выстроить продуктивный диалог со всеми причастными министерствами и ведомствами.

Стоит отметить, что при планировании круглого стола «Госзакупки в сфере ОТБ» было направлено приглашение на участие в мероприятии ФАС России и получено согласие на онлайн участие их представителя. Однако за 15 минут до мероприятия поступил звонок из ФАС России. Они сообщили, что отказываются от участия и предложили направить в их адрес все вопросы от участников круглого стола. 
Диалог, к сожалению, опять не получился.

https://www.securitymedia.ru/news_one_13814.html

Read Previous

Мост через Суру в Пензе реконструирован за 932 млн рублей

Read Next

В Сочи прошли учения по обеспечению транспортной безопасности